Эссе «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

Быстро пробегаю глазами по книжному стеллажу в поисках интересной книги, пока выдалась свободная минутка, и останавливаю взгляд на небольшом ежедневнике «Дневник учителя». На первой странице ровными печатными буквами выведена цитата В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Задумываюсь, почему эпиграфом к своему дневнику ещё шесть лет назад, в начале педагогического труда, я выбрала это изречение Виссариона Григорьевича?

…Ежедневно педагог обучает ребят письму, чтению, грамоте и другим наукам, подобно творцу, развивает, формирует новые качества, воспитывает. Воспитание ведет человека по жизни. От него зависят отношения с окружающими людьми, личностные достижения, обучение, работа. И тайной остается, почему одних людей общество называет воспитанными, а других нет… И как измерить уровень воспитанности человека?

Оглядываясь на свой педагогический путь, задаюсь вопросом, сколько воспитательных загадок мне удалось раскрыть и как много ещё предстоит решить.

Открываю свой дневник…

День первый

«Конец рабочего дня»

Пустой класс, чистая доска, экран компьютера погас, и когда ничего не светит мне в глаза, замечаю: за окном идёт снег. Ловлю себя на мысли, что даже не заметила, как поменялась погода. На столе хаос, а в голове – четкий план на завтрашний день! Убираю рабочее место… Учебники, методички, пособия по подготовке к ЕГЭ, стопки детских тетрадей. Кто-то скажет: «рутина!», но нет, в школе не бывает однообразной работы. Как нельзя лучше школьную жизнь отражают слова Л. Кэрролла в сказке «Алиса в стране чудес»: «Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать ещё быстрее».

По мере того как на столе появляется порядок, упорядочиваются и мысли. Уроки пролетели быстро, сегодня мы работали в командах, стараясь отыскать клад – «новые знания». Результаты урока показывают, что практико-ориентированная форма работы помогает ребятам узнать новую учебную информацию самостоятельно, и это более прочные знания, чем слово учителя.  И главное преимущество в том, что воспитывается чувство ответственности, взаимовыручки, т.к. заинтересованные ученики, способные достичь цели, вовлекают в работу слабо мотивированных учащихся. К сожалению, не всегда получается так гладко, как было задумано. Вот седьмому «А» нужно подобрать больше упражнений для тренировки лексики, а параллельному классу – составить схемы предложений.

Уже вечер… Пора домой! Каждый рабочий день заканчиваю рефлексией своих ощущений от проделанной работы. Я и своих учеников прошу задуматься о том же по окончании урока, для этого дети оставляют специальный знак в таблице. Что же написали сегодня? Загляну туда одним глазком и сразу домой… Один из моих учеников, всегда пассивный, предпочитает на уроке промолчать, чтобы не совершить ошибку, а может, из-за неверия в себя. Открываю его таблицу, да… Снова невесёлый человечек. Быстро пишу краткое послание Серёже о том, как я верю в него и считаю, что он добьется успеха, если будет стараться и научится достигать цели.

Дорога домой. Тихо падает снег, вдыхаю чистый и свежий воздух, где-то вдалеке слышен ребячий смех. Мысли о сегодняшнем дне понемногу отступают, ведь уже нужно представлять завтрашний школьный день.

«Здравствуйте, Анастасия Александровна!» – слышу знакомый голос Марии Никифоровны (бабушки одного из моих выпускников). Мария Никифоровна часто сетует на сложность современных учебных программ, но сегодня она с радостной вестью. «Мишенька сдал первые зачёты в своём лингвистическом ВУЗе, – с гордостью сообщает. – Говорит, часто вспоминает Ваши уроки английского языка».

Домой прихожу счастливая от осознания того, что моя работа помогает ученику найти своё призвание в будущей жизни. Вот и мой выпускник встал на нелёгкую тропу постижения профессии лингвиста. Хотя я помню, что Мишеньке не всё удавалось с первого, да и со второго раза тоже. Но целеустремлённость сделала своё дело.

Хочется верить, что эту загадку я разгадала…

День второй

«Путь учителя»

«Ученик… Учитель… Школа. Это не просто слова в жизни каждого человека – это этапы становления личности, это этапы раскрытия себя миру»

В нашей школе сегодня праздник! И у меня сегодня праздник – вечер встречи с выпускниками! Для меня и моих бывших учеников он особенно волнительный, так как мы впервые увидимся с тех пор, как они покинули стены родной школы.

Подготовка в самом разгаре. Вспоминаю интересные случаи из нашей школьной жизни. Сегодня нужно что-то особенное! Хочу рассказать, что у нас нового в школе, как мы живем. Выбираю форму мероприятия, методы, приёмы, а мысленно все время задаю себе вопрос: «Какие они сейчас, мои уже взрослые ученики? Удастся ли в этот вечер понять их хорошо замаскированные тайны?». Эти мысли заставляют «покопаться» в себе… И ответ приходит.

Помню, как юной учительницей переступила порог нашей школы и сразу окунулась в бурлящий мир постоянно сменяющих друг друга уроков, перемен, кабинетов… Было ли страшно? Да, было! Но педагогический коллектив радушно принял меня в свои ряды, появились наставники, которые ненавязчиво подсказывали, помогали, учили работать с главным – с  ребёнком. И в то же время раскрывали во мне необходимый учительский потенциал. Запомнила, как на одном из педсоветов коллега процитировала замечательное высказывание Леонардо да Винчи: «Опыт есть истинный учитель». Позже пришло понимание, что это не просто мудрое изречение, а самая настоящая формула успеха, которая совершенно точно может работать и в обратном направлении – «истинный учитель есть опыт».

Усилием воли возвращаю себя из воспоминаний о первых шагах в профессии к предстоящему мероприятию.

…Торжественная часть окончена, неспешно рассаживаемся в классе. Ученики (теперь уже студенты) наперебой рассказывают о своей «новой» жизни, смеются, удивляются, возмущенно задаются вопросом о необходимости изучения непривычных им университетских предметов. «Каждый преподаватель считает действительно важным только свой предмет!» – доносится из середины класса. («Похоже, у нашего будущего инженера Максима не всё гладко с сессией», – замечаю про себя я.) К дискуссии подключаются и остальные: «Ну что ты! Вспомни, как на уроках английского языка искали аналогии с нашим родным языком, – вступает лингвист Михаил. – Я до сих пор придерживаюсь правила: как бы ты ни любил иностранный язык, самым красивым, богатым и близким для тебя останется русский! В школе нас учат не просто наукам, а учат любить то, что окружает нас».

В моей душе наступает «весна»… Я очень трепетно отношусь к преподаваемому предмету и в свободное время стараюсь уделить внимание совершенствованию второго иностранного языка. Но чем больше изучаю иностранные, тем сильнее люблю русский язык (ведь по первому образованию я учитель русского языка и литературы). Уверена, что учитель должен сделать всё возможное, чтобы школьники любили свой родной язык, родную литературу, а через них – Родину.   Приятно, что дети помнят мою формулу и лелеют в себе эти чувства, а может, и передадут их и собственным детям. И это будет их путь, их опыт.  А мой опыт, моя стратегия мудрого учителя: научить ребёнка тонкостям предмета, и при этом привить любовь к делу, любовь к Родине, городу, семье.

 

День третий.

«Семья – начало всех начал»

«… Думаю, Вы заметили вчера, что я была не готова к уроку. Спасибо, что не поставили двойку! Накануне сильно поссорилась с родителями и решила не делать домашнее задание». (Из личной переписки с детьми).

Действительно, спасибо, что не поставила. Мне известна простая истина, что «каждый ребёнок индивидуален», но я также понимаю, что не всегда на уроке учитель должен оценивать ответ ученика «по заслугам»: иногда следует поставить на балл ниже (например, «четыре»), чтобы добиться в будущем от него отличного результата, а иногда можно отказаться от «двойки», и это поможет ребёнку сделать уверенный шаг вперёд.

Думаю, что написать Лизе в ответ. Надеюсь, что она поймет любимое мое изречение: «Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит. Семья – одна из самых главных ценностей человека». Считаю, что этот афоризм девочка сможет осознать и впоследствии принять, что учится она не для кого-то, а для себя самой. А ссориться с родителями – это недостойно воспитанного человека.

Открываю следующую записку из тетради… Её автор – застенчивый и неактивный на уроках Серёжа. «Выступать перед всеми не буду, но хочу попробовать поработать в проекте по исследованию донского говора. Поможете подготовиться?». Ну конечно, помогу! Пробуй, исследуй,  раскрывайся. И отвечаю ему: «Упорство и целеустремлённость приведут тебя к успеху».

Постепенно «таблицы ощущений» переросли в письменные диалоги. Так переписка стала средством раскрытия душ детей. Я замечаю, что таким способом ребята больше делятся своими мыслями, переживаниями, проблемами. Идея  исследовательского проекта «Перевод донских диалектизмов на иностранный язык» родилась благодаря Сергею. В одной из «записок» он написал: « …уроки обычно делаю, когда вся семья уже повечеряла». «Вечерять» – ужинать. Что-то близкое сердцу – донское! На перемене стараюсь узнать, специально ли он заменил литературное слово донским. С большой любовью мальчик начал рассказ о своей семье, о бабушке, которая часто употребляет «интересные» слова. Как учитель английского, предлагаю проанализировать, а можно ли перевести диалектные слова на иностранный язык. Вижу в глазах Сергея жажду познания. Объясняю, что это сложный и кропотливый труд и его лучше выполнять совместно с одноклассниками, которые, как оказалось, тоже используют слова местного колорита дома. Так, в рамках внеурочной деятельности наши занятия превращаются в «казачьи посиделки». Позже, на примере произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон» (в переводе на английский) исследуем, как передаются диалектизмы. Во время такого рода работы дети учатся ставить задачи и находить средства для их решения, учатся работать с текстом и незаметно преодолевают языковой барьер. Работа идёт, а я всё время размышляю над тем, что разгадка интереса к познанию окружающего мира лежит в семье. Именно семья закладывает фундамент для дальнейшего воспитания, развития и формирования личности. И ошибочным является мнение, что педагог работает только с ребёнком. Лишь крепкий тандем «учитель – ученик – семья» может являться гарантом становления по-настоящему успешного человека.

***

Так, перелистывая страницы «прошлого», задумалась о настоящем и будущем. Родители, учителя, среда, в которой растет ребенок, — все это влияет на становление личности. Если с детства ребенка не приучать к самостоятельности, к труду, не показывать на собственном примере, что каждый день нужно делать что-то полезное и не тратить его впустую, тогда и нечего потом удивляться, что он вырос ленивым и безвольным человеком, так похожим на Обломова из одноименного романа И. А. Гончарова.

А что будет завтра? Начнётся новая рабочая неделя, будут поставлены задачи и возникнет необходимость в решении новых «загадок» и «тайн» моих детей. Но я верю, что потраченные силы вернутся ко мне победами и успехами моих учеников.